Звуки младенческого голоса

Звуковедение

Что представляет собой крик только что родившегося ребенка? Ряд работ посвятила звукам младенческого голоса Р. В. Тонкова-Ямпольская. Ею было выяснено, что наиболее частым и естественным у новорожденных является звук, напоминающий гласную а. Младенческий лепет включает и другие звуки, и все они вместе становятся глиной, из которой потом вылепливаются звуки родного ребенку языка, появляются первые складывающиеся в слоги слова — ма-ма, па-па, дя-дя. Во всех странах эти первые слова содержат фонему а и простейшие смычные согласные. Язык, речь приспосабливают природные звуки к своей фонетической системе.

Но и до слов, до языка младенец сначала невольно, а потом намеренно использует голос для общения. Он уже умеет плакать, кричать, похныкивать, и взрослые не могут спокойно слушать эти звуки.

Плач действует как пытка — до того велика его смысловая сила. Здесь объединяются в одно целое интонация и надрывные звуки дыхательно-импульсного характера. Впрочем, они же — только в другом интонационном оформлении — появляются и при смехе. Гортанное х и предфонема а, постоянно переходящая в э, составляют простейший алфавит плача и смеха. Кроме них в смехе и в плаче действует еще и резко запирающий дыхание гортанный элемент.

Смех появляется и завоевывается позже плача, хотя между ними сохраняется какая-то общность, облегчающая переходы от одного к другому, от смеха сквозь слезы к рыдающему смеху. Заливистый ребячий смех — это уже человеческое проявление. А когда ребенок начинает смехом приглашать к продолжению игры, вызывающей у него восторг, звуки смеха становятся уже почти специальным сигналом, знаком.

В смехе больше, чем в плаче, элементов произвольности, нацеленности на общение, а потому он ближе языку и речи. В языке не случайно возникли изобразительные слова и частицы, имитирующие смех, и значительно труднее найти эквиваленты плача. А. Райкин в своем «научно-исследовательском институте смеха» перечисляет множество фонетических вариантов. А за звуками ха-ха-ха, гы-гы-гы, хе-хе-хе и за многими другими — свой жанр, своя ситуация, свой круг смеховой культуры или бескультурья. Смеются в лицо, беззастенчиво, «до неприличия», сдержанно, заискивающе, оглушительно, прыская. Смех может принимать и немые формы — ухмылки, усмешки, свистящего одним дыханием хохота. Смеются одними плечами, давясь от смеха. Но и дав голосу свободу, все равно хватаются за живот, смеются до колик, до упаду, гогочут, запрокинув голову, уперев руки в бока, приседая и всплескивая руками. Смех запечатлевается в позах, в нем ощутимы жесты, сотрясения тела. А в мимике и позах слышен самый хохот — например, разноголосый хохот запорожских казаков, пишущих письмо турецкому султану. Есть еще смех зловещий, подлый, предательский, дьявольский, леденящий душу.