Оперный и камерный типы звукообразования

Звуковедение

Классическая культура европейского пения выработала несколько типов звукообразования. Один из них оперный, другой — камерный. Мы опускаем сейчас факт существования более тонких разграничений. Но все они характеризуются нивелированием сугубо индивидуальных свойств голоса. Процесс обучения представляет собой ликвидацию «неправильностей», приведение голоса к некоему эталону. А он нужен для того, чтобы адекватно культуре воспроизводить оперную и камерную вокальную музыку.

Оперный и камерный типы звукообразования как пример культуры европейского пения

Поражает сходство между профессиональным голосом и фортепиано, хотя, конечно, разница тембров колоссальна. И тот, и другой — результат музыкальной эмансипации, освобождения от хриплого, характерно-звенящего, индивидуального. И тот, и другой — выражение отвлеченно-музыкальной красоты как красоты, однако, идеально-человеческой, почти всеобъемлющей, связанной с требованиями отражения широкого диапазона самых общих идей, эмоций, характеров.

Между полюсами обобщенности и конкретности располагаются разнообразные певческие типы. Но они все подчинены общеэстетическому требованию возвышения, идеализации. Диалектическому двуединству обобщенного и индивидуального помогают формы и средства самого искусства. Параллелью этого двуединства является органичное, а иногда сложное и противоречивое соединение воплощаемого музыкантом образа и его собственного облика.

Впрочем, тут возможны самые разные случаи, в том числе и эффект раздвоения. Особой внимательности заслуживает в этом плане практика радио, звукозаписи и телевидения. Отделенность звучания музыки от места и времени ее настоящего исполнения, обеспечиваемая современной техникой, представляет собой феномен, имеющий как положительные, так и негативные стороны.