Роль тонов в звуковедении

Звуковедение

Звуковедение филигранное искусство. Ведь в нем внимание музыканта углубляется в очень тонкие процессы. Если гармонический голос шлифуется, отделывается лишь в том, что касается последовательности, протяженности и интервальной упорядоченности тонов, то в звуковедении каждый тон, каждый островок покоя оказывается насыщен внутренней жизнью. Тоны выступают как неразложимые единицы, звуки же сами начинены микропроцессами. Это почти неосознаваемые, но чувствуемые слухом модуляции тембра, громкости, высоты, несущие свою неподдающуюся словам сокровенную красоту.

Стоит только вслушаться в первый звук шубертовской Ave Maria, взятый Зарой Долухановой тихо-тихо, но с прямым попаданием в точку ожидания, в то, как певица незаметно раздвигает границы этого звука, оставляя его все тем же тоном мелодии, как он, сдерживаясь, разрастается, тем не менее, до того, что энергия звуковедения, звуковая воля как бы переливается в движение самой мелодии и она, покачнувшись на мгновение вниз, тотчас устремляется ввысь к терцовому тону, и тут обнаруживается, что нет никаких границ между звуком и интонацией, что звуковедение становится голосоведением и что только так и следовало бы понимать слово, арестованное в классах гармонии! Во избежание путаницы, однако, оставим его там, ибо и термин «звуковедение» отвечает сути дела, тем более что направляет внимание и на каждый отдельный звук, так что можно всю мелодию, спетую на одном дыхании, назвать звуком-процессом. Искусство здесь как раз в том и состоит, чтобы придать звуковое единство даже самой разбросанной последовательности тонов.

Стоит вслушаться в последний звук песни «Танцующие Эвридики», в то, как Анна Герман с щемящим польским «жаль» оставляет мелодию, как превращает этот звук в уносящийся медный тон, как ее чудесный голос переходит в кристаллическое, обобщенное, возвышенное инструментальное звучание, а вместе с тем создает впечатление зова, восклицания, направленного из мира песни в мир слушающих,— стоит услышать это, чтобы понять, что звуковедение подчас намного сложнее, чем подчиненное канонам гармонии ведение фактурных голосов.