Возбуждение звука и органы речевой артикуляции

Звуковедение

Ответим на вопрос, а есть ли среди эффекторных, моторных, двигательных участков мышечного аппарата человека нечто, соответствующее возбудителю звука? Здесь как раз и выходят на первый план те органы речевой артикуляции, которые участвуют в образовании согласных звуков речи,— губы, язык, а также стенки ротовой полости (часть заднего нёба). Однако важен не только их собственно речевой опыт, ибо набор звуков, напоминающих согласные, значительно шире.

Тут есть и прищелкивающие, чмокающие, всасывающие, фыркающие и самые разнообразные другие звуки, не входящие в фонетический состав языка. Есть также всевозможные звуки смеха, хмыкания, хихикания, гогота, которые воспринимаются как расчлененные и соответствующим образом фиксируются письменно, хотя членящей силой является тут уже не фонетический аппарат, а сама дыхательная система. Этого нельзя не отметить, поскольку и нормальная речевая артикуляция немыслима без участия дыхания, служащего одновременно и фразовой интонации и фонетике. Точно так же обстоит дело и в музыке.

Эта база в какой-то мере служит распознаванию и тех компонентов акустического спектра, которые в наиболее чистом виде проявляются на так называемых стационарных участках тонов, порождаются вибратором и являются гармоническими. Они тоже еще связаны с артикуляционными образами, но уже не согласных, а преимущественно гласных. Но ведь потому гласные и называются гласными (причем не в одном только русском языке), что связаны с голосом. А это и значит, что наряду с артикуляционными эффекторами в оценке их характера большую роль играют сами голосовые связки.