Да, начало теории фонизма созвучий положило «Учение о гармонии» Ю. Н. Тюлина, а также другие его работы. Вслед за Тюли-ным фонизму уделяют внимание Л. А. Мазель, Т. С. Бершадская, Ю. Н. Холопов, С. С. Григорьев и многие другие. Но что же специалисты по гармонии имеют в виду под фонизмом? Все они сходятся, как ни странно, в том, что фонизм является свойством, не зависящим от ладогармонической функциональности. Ю. Н. Холопов определяет его как краску или характер звучания аккорда самого по себе, независимо от его,тонально-функционального значения’. Л. А. Мазель считает правомерным выделение фонизма как «совокупности свойств, которой обладает звучание данного аккорда, взятого изолированно»2, и отграничение его от собственно гармонической красочности, связанной с ладовым контекстом.
Противопоставление фонизма аккордов их функциональности, принимаемое практически всеми как бы по традиции, идущей от «Учения о гармонии», облекается даже в формулу их обратной пропорциональности: чем более ярки функциональные проявления гармонии, тем слабее ее фонизм. Этим, считает Т. С. Бершадская, объясняется усиление красочности и ослабление ладовых связей в современной музыке.
Нетрудно видеть, однако, что утверждение о независимости фонизма от ладовых функций в самой теории фонизма наталкивается на положение о зависимости — обратно пропорциональной! Дело усугубляется еще и тем, что, хотя, по существу, многие определения фонизма совпадают или дополняют друг друга, полной однозначности в понимании нет.
Специалисты по-разному оценивают фонический объект. Для большинства главным или даже единственным носителем фонизма является созвучие. Но иногда к нему добавляют и единичные тоны, а также тональность в целом. С. С. Григорьев замечает, правда, что «фонические функции отдельного тона более неопределенны и эфемерны, чем его ладовые функции» а Л. А. Мазель считает, что «фонизм отдельного звука — это и есть его тембр (окраска) в широком понимании». В этих оговорках отражается противоречивость представлений о природе рассматриваемого явления. Ведь звук-тон может наделяться фонизмом лишь в ладовом окружении, что не согласуется с главным тезисом теории об имманентности фонизма как свойства изолированного созвучия.
Противоречивость сказывается и в отнесении к фонизму свойств, как принадлежащих, так и не принадлежащих интонационному слою, и даже в исключении свойств, имеющих к нему самое прямое отношение. Тюлин объединяет в фонизме структурную и тембровую красочность, отмечая, что первая сохраняется при изменении тембра, а вторая — при изменении структуры аккорда3. Мазель отделяет собственно фонизм от ладофонических свойств (термин И. Речевой), возникающих у созвучий и тонов при включении их в интонационный гармонический ряд.
Мы видим, таким образом, что, с одной стороны, признается решающее значение ладогармонического фактора (например, при нарушении привычных функциональных последовательностей аккордов), характер звучания аккордов ставится в зависимость от их положения и роли в ладовой системе, с другой же — фонизм аккордов оценивается как их имманентное свойство, противостоящее функциональности.
Все эти противоречия носят внешний характер и говорят лишь о столкновении узкого и широкого понимания функциональности, действующей в сфере звуковысотной организации. Функциональностью в узком смысле принято называть ту специфическую особенность аккордов и тонов, которая связана с ощущениями тяготения их к построенному на первой ступени ладового звукоряда трезвучию или к его отдельным элементам. И хотя функции ладовых элементов, проявляющиеся в мелодии и гармонии, вовсе не исчерпываются обеспечением тяготения, притяжения и разрешения, все же именно к этому нередко сводят функциональность. Отсюда вытекает противопоставление ей фонизма.
Такой акцент понятен. Интонация немыслима вне времени, вне последовательности ладовых элементов. Но это не значит, что функциональные проявления высотной организации ограничиваются линеарно-временным горизонтальным измерением. Дело даже не в том, что само понятие высоты связано с вертикалью. Важнее другое — в многоголосии высотные отношения реально действуют в вертикальном измерении, в синхронном согласовании партий. И хотя функции, например, основного тона аккорда и его терцового и квинтового тонов существенно отличаются от функций устоя и неустоя, реперкуссы и финалиса все же основа их остается общей, коренящейся в ладовой организации тонов.