Над познанием звуковой стороны музыки трудились и трудятся самые разные научные дисциплины. Среди них музыкальная акустика и тонпсихология, акустика слуха, голоса и музыкальных инструментов, архитектурная акустика и теория оркестровки, учение об артикуляции и о штрихах, психология музыкальных способностей и музыкального восприятия и многие другие. Поскольку каждая дает свое видение мира музыкальных звучаний, постольку все они интересны и с точки зрения рассматриваемой здесь музыкально-эстетической и художественно-практической проблемы — проблемы содержательности звукового слоя музыки.
Принятое нами субъективно-психологическое понимание звука потребует обращения ко многим из них. В этих рамках мы по мере необходимости будем учитывать физический смысл звуковых феноменов, но в зависимости от конкретных задач должны будем или приближаться к нему, или еще больше удаляться.
Дальнейшее углубление представлений о звуке требует сопоставлений его, с одной стороны, с тоном, с другой же — с нотой, причем нас будет интересовать не столько нотный знак (хотя и он — тоже), сколько звучащая, интонируемая нота. Слова «звук — тон — нота» образуют, как уже говорилось, тройственную систему, динамичную и богатую по семантике. Ее члены выступают и как синонимы, и как не совпадающие по значению слова, играющие в живой речи множеством смысловых оттенков, но кроме того — как термины, помогающие разграничить на микроуровне важнейшие для музыки формы осознания и восприятия ее материала.