Интервалы в ладу

Элементарная теория музыки

В ладу интервалы, как и составляющие их ступени, бывают устойчивыми и неустойчивыми.

Устойчивые интервалы образуются между звуками тонического трезвучия. По звучанию это совершенные и несовершенные консонансы.

Если же в составе интервала есть хотя бы один неустойчивый звук, то и интервал будет неустойчивым, т.к. неустойчивый звук требует разрешения в устойчивый. А это значит, что и интервал нужно разрешить.

Диссонирующие интервалы всегда звучат неустойчиво и требуют разрешения.

Правило акустического разрешения септимы гласит: септима не может разрешаться в октаву.

Она может разрешаться в сексту, квинту или терцию (с квартовым скачком между основаниями):

Интервалы в ладу также подразделяют на диатонические и хроматические.  Между диатоническими ступенями лада образуются диатонические интервалы. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми.

Если же в составе интервала есть хотя бы один хроматический звук, то и интервал будет хроматическим (и одновременно неустойчивым).

Характерные интервалы 

В гармоническом мажоре понижение VI ступени способствует образованию на II, III и VII ступенях уменьшённых характерных интервалов (ум.4, ум.5 и ум.7), а на VI пониженной ступени – увеличенных (ув.2, ув.4 и ув.5):

Обратите внимание, что в мажоре увеличенные характерные интервалы нужно строить от VI пониженной ступени вверх, а уменьшённые – вниз.

Аналогичные характерные интервалы образуются при повышении VII ступени в гармоническом миноре.  На III, IV  и VI ступенях – увеличенные характерные интервалы (ув.5, ув.4 и ув.2) и на VII повышенной ступени – уменьшённые (ум.4, ум.5 и ум.7):

В миноре увеличенные характерные интервалы нужно строить от VII повышенной ступени вниз, а уменьшённые – вверх.

Хроматические интервалы, образующиеся в результате альтерации (хроматического изменения неустойчивых ступеней лада).

Это, в первую очередь, уменьшённая терция с разрешением в чистую приму, увеличенная секста с разрешением в чистую октаву, а также дважды увеличенная кварта и дважды уменьшённая квинта (в мажоре):

Холопов Ю.Н. Хроматизм. Музыкальная энциклопедия. // Под ред. Ю. В. Келдыша.— М., 1973—1982.
Холопов Ю.Н. Альтерация. Музыкальная энциклопедия. // Под ред. Ю. В. Келдыша.— М., 1973—1982