Свойства абсолютного слуха

Сольфеджио

Каковы свойства абсолютного слуха? Мы выделим три наиболее важных с точки зрения темы данного раздела: восприятие высоты как красочного, неповторимого качества; автономность высоты, то есть возможность ее определения без соотнесения с другими высотами; долговременную память на высоту.

Как известно, абсолютный слух встречается редко — быть может, приблизительно у одного процента всех людей. Несколько больший процент наблюдается среди музыкантов. По этой причине его свойства не могли оказывать на развитие самого музыкального искусства какого-либо существенного воздействия. И все же в XIX—XX веках абсолютный слух не только был замечен и описан, но и стал играть несколько более важную роль, чем раньше.

Названные здесь свойства в самом общем плане совпадают с чертами древней пуантильности. Но есть также отличия. И они очень важны. Одно из них — в качестве самой материи. Тембр замещается тут высотой, вещная, физическая предметность — нотной. Другое — в типе целостности. Звуки для абсолютного слуха тоже выступают как некие монады. Но, во-первых, ведущей в них оказывается высота, подчиняющая себе все остальное. Во-вторых, высота включается в целое по-новому — как нечто до того уже выделенное, получившее имя и нотное обозначение. Монада становится синтетической.

Вообще, развитие слуха от синкрезиса к синтезу было разветвленным и длительным. В речевой и музыкальной практике оно прошло аналитическую стадию, на которой благодаря интонации высота была вычленена из целостного комплекса и музыкальные тоны с их высотной стабильностью и гармоничностью спектра легли в основу упорядоченных ладом и строем интонационных отношений. Затем на аналитическом материале начали возникать синтетические формации. Одной из них была классико-романтическая гармония с ее тоновой дифференцированностью и фоническим единством вертикали. Другой — уже в XX веке — явилась серийная, пуантилистическая музыка, где отношения аналитичности и целостности оказались иными. Главное же заключалось в том, что высота, впервые осознанная как свойство тона, теперь парадоксальным образом отмежевалась от него, стала выступать под эгидой ноты, как элемент не интонационно, а композиционно упорядоченной ткани. И именно в таком антитоновом качестве она и должна была выслушиваться в красочном эйдосе звука.