МОРДЕНТ (итал. mordente, букв. — кусающий, острый; франц. mordant, pincй, англ. mordent, beat, нем. Mordent) — мелодич. украшение, заключающееся в быстром чередовании осн. звука со смежным с ним по высоте верхним или нижним вспомогательным; вид мелизмов, родственный трели.
Простой М., обозначающийся знаком, состоит из 3 звуков: основного мелодич. звука, отстоящего от него на тон или полутон верхнего вспомогательного и повторяющегося основного: Перечёркнутый M. также состоит из 3 звуков, первый и последний из которых являются основными, но между ними лежит не верхний, а нижний вспомогательный: Двойной M. состоит из 5 звуков: двукратного чередования основного и верхнего вспомогательного звука с остановкой на основном: Двойной перечёркнутый М. по строению сходен с неперечёркнутым, но вспомогательный в нём берётся нижний: М. исполняется за счёт времени украшаемого звука. Исполнение М. на клавишных инструментах может быть аналогичным исполнению мелизма acciaccatura, т. е. оба звука могут браться одновременно, после чего вспомогательный тотчас же снимается, тогда как основной выдерживается. М. возникли в 15-16 вв., в 17-18 вв. стали одним из наиболее распространённых в инстр. музыке мелизмов. В музыке того времени исполнение М. — простого, двойного, а иногда и тройного — зависело не столько от обозначения, сколько от муз. контекста. Не было полного единства и в способах указания, какой именно вспомогат. звук — верхний или нижний — следует брать в М. Нек-рые композиторы применяли для М. с верхним вспомогат. звуком обозначение, а для М. с нижним вспомогательным — обозначение. Сам термин «М.» порой распространяли на др. виды мелизмов — двойной форшлаг, группетто — при условии их быстрого, не напевного исполнения (Л. Моцарт в «Скрипичной школе» — «Violinschule», 1756). Нередко особыми терминами обозначали очень близкие к М. мелизмы, напр. неполную трель (нем. Praltriller, Schneller). Лит. см. при статье Мелизмы. В. А. Вахромеев.